battlefront.ru
КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Композиторы
Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Рихард Штраус
Рихард Штраус
Рихард Штраус- немецкий композитор и дирижёр. Его творчество оказало заметное влияние на развитие мировой музыки. Постановки опер Моцарта и Вагнера считаются образцовыми. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы "Смерть и просветление", 1889; "Так говорил Заратустра",1896). С Гитлером Штраус познакомился в 1933 году на фестивале в Байрёйте. В 1934 году 70-летие композитора праздновалось с большой помпой и с телеграммами от вождей. Одно время возглавлял Имперскую музыкальную палату. Принимал участие в написании музыки, востребованной в годы Третьего Рейха. Премьера "Каприччио" в 1942 году прошла под покровительством рейхминистра пропаганды Геббельса, а репетиции оперы "Любовь Данаи", несмотря на введение в 1944 году осадного положения и всеобщего закона на театральную деятельность, продолжались по личному разрешению Геббельса.

Рихард Штраус- немецкий композитор и дирижёр. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке. Музыкально-теоретические предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижёр, в первую очередь собственные произведения, регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 впервые в России). В 1898—1918 главный дирижёр Берлинской оперы, в 1919—24 — Венской оперы. После прихода Адольфа Гитлера к власти, Штраус был назначен президентом т. н. Имперской музыкальной палаты, однако в 1935 был снят с этого поста. Наиболее значительное произведения Штрауса — программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Симфонические поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма Р. Вагнера. Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классической литературы («Макбет», 1886; «Дон Жуан», 1888; «Весёлые проказы Тиля Уленшпигеля», 1895; «Дон Кихот», 1897), старинных легенд. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы «Смерть и просветление», 1889; «Так говорил Заратустра», 1896).

Первые сценические опыты Штрауса (оперы «Гунтрам», 1894; «Без огня», 1901; здесь и далее — даты пост.) написаны под Весёлые проказы Тиля Уленшпигелявоздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В операх Штраус использовал традиции мифологической оперы-сериа («Саломея», 1905; «Электра», 1908; «Ариадна на Наксосе», 1912), принципы старинной комической оперы («Кавалер роз», 1911), сюжеты из древней истории и мифологии («Елена Египетская», 1928; «Любовь Данаи», 1952) и др. Лучшим страницам партитур Штрауса присущи глубокий психологизм, обострённая выразительность, драматургическая напряжённость, тонкая передача разнообразных душевных состояний — от глубокого трагизма и философская сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произведения Штрауса отмечены изяществом, мелодической красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма («Домашняя симфония», 1903), преувеличенной экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Штраус отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств (опера «Каприччо», 1941; «Метаморфозы» для ансамбля струнных инструментов, 1946; Три песни для голоса с оркестром, 1948).

Творчество Штрауса оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство 20 в., способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра. Лучшие произведения Штрауса отмечены гуманистической направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почётный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского университетов (1902), член Академии искусств в Берлине (1909).

статью подготовил: Колосов Дмитрий