КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Бронетанковые войска Красной Армии
Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Легкий танк Т-26

Легкий танк Т-26, обр. 1933 года28 мая 1930 г. советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским, начальником только что созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила контракт с английской фирмой "Виккерc" о производстве для СССР 15 двухбашенных танков "Виккерc" 6-тонный.

Первые поставленные машины (получившие у нас обозначение В-26) послужили прототипом для создания танков ТММ-1 и ТММ-2 с шестицилин-Легкий танк Т-26Э обр. 1939 годадровым двигателем "Геркулес", однако в серийное производство они запущены не были. 13 февраля 1931 г. постановлением Реввоенсовета СССР танк "Виккерс" приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26.

Его производство первоначально предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), но в итоге остановились на ленинградском заводе "Большевик", уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга. Для выполнения большой программы производства Т-26 заводом "Большевик" были выделены цеха, выпускавшие танки, и образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е.Ворошилова.

Первоначально двухбашенный вариант мало чем отличался от британского прототипа. Как и его английский аналог, танк имел клепаный корпус коробчатого сечения и две башни с пулеметным вооружением. Башни вращались независимо друг от друга в секторе 270°. В каждой из башен размещался один член экипажа, который вел огонь из 7,62-мм пулемета ДТ. Кроме модификации с чисто пулеметным вооружением выпускался также танк, в правой башне которого была установлена 37-мм пушка "Гочкис" или Б-3 с плечевым упором. Эти танки предназначались для командиров взводов и рот и поэтому зачастую оснащались приемо-передающими радиостанциями 71-ТК-1 с рамочной антенной в задней части корпуса.

Опыт использования двухбашенных танков Т-26 показал, что координировать ведущийся из башен огонь практически невозможно, поэтому начиная с 1933 г., промышленность перешла на выпуск однобашенных танков с гораздо более сильным вооружением. В конце 30-х гг. двухбашенные танки Т-26 наряду с однобашенными состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (по 256 танков в бригаде) танковых рот танковых батальонов стрелковых дивизий (17 танков в роте). Непосредственно перед войной эти соединения и подразделения были расформированы и танки были обращены на формирование танковых и мотострелковых дивизий, хотя изначально они не предназначались для использования в составе таких соединений, создававшихся для ведения маневренных боевых действий. Всего до августа 1933 г. было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26.

В 1933 г. началось производство однобашенного варианта, которому было суждено стать самым массовым. Корпус машины в конструктивном отношении остался практически без изменений, но толщина брони несколько увеличилась. Цилиндрическая башня с развитой кормовой нишей устанавливалась ближе к левому борту. В задней части ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. На крыше башни имелись два люка для посадки экипажа. Вооружение состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г. и спаренного с нею пулемета ДТ. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые щели со стеклоблоками, в корпусе и башне.

Средством внешней связи служили сигнальные флажки, впрочем, на части танков устанавливалась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически не изменились.

С 1935 г. корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Годом позже на опорных катках ввели съемные бандажи, изменили натяжной механизм и установили пулемет ДТ в нише башни. При этом боекомплект пушки сократился до 102 выстрелов (натанках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т.

В 1937 г. на части машин стали монтировать зенитные пулеметы на турельных установках П-40, на пушке поставили фару-прожектор. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла до 95 л.с. Вновь несколько увеличилась масса танка. Крупную модернизацию осуществили в 1938 г. Корпус танка почти не подвергся изменениям, лишь был введен люк-лаз в днище. Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм пушкой образца 1934 г. В пушках выпуска 1937 г. и 1938 г. появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 г. - ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от танков прежних выпусков на машине поставили два топливных бака емкостью 110 и 180 л, что позволило увеличить запас хода.

В 1939 г. прошла очередная модернизация танка, в результате ввели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, на части машин изъяли кормовой пулемет, а вместо него смонтировали дополнительную боеукладку на 32 снаряда. Некоторым изменениям подвергся двигатель (поднята степень сжатия), после Легкий танк Т-26Э обр. 1939 годачего его мощность достигла 97 л.с. Наконец, в 1940 г. был проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26. Новая машина получила индекс Т-26 Э. На часть машин во время войны с Финляндией установили экраны. Цементированную броню подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную, толщиной 20 мм. Кроме того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни. Масса "двадцать шестого" с экранами уже превысила 12 т.

Машины на базе Т-26.
На базе линейных танков в довольно значительных количествах строились огнеметные (по тогдашней терминологии — химические) танки. Здесь в первую очередь следует упомянуть танк ОТ-26, созданный на базе двухбашенного варианта. При этом левая башня была демонтирована, а в корпусе под ней разместили огнеметное оборудование — резервуар для огнесмеси на 360 л, три баллона со сжатым воздухом, бензиновый бачок емкостью 0,7 л, брандспойт и систему зажигания. В правой башне устанавливался огнемет пневматического типа и пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов). Наведение огнемета и пулемета на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Кроме огнемета, танк оборудовался системой дымопуска.

Другой танк - ОТ-130. Он строился уже на базе однобашенного варианта Т-26. Башня была смещена вправо относительно продольной оси танка. Слева от нее находились два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л. Дальность огнеметания на смеси мазута с керосином составляла 50 м. Количество одно-секундных выстрелов — 40. За один выстрел выбрасывалось 9 л огнесмеси, которая поджигалась от факела горящего бензина, а бензин — от электрозапальной свечи. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть огнеметных танков оставались без изменений. Радиостанциями они не оборудовались. Всего в "химическом" варианте было выпущено около 1,5 тысячи боевых машин. Из них формировались химические танковые батальоны и даже бригады.

Помимо огнеметных танков, на базе Т-26 выпускалось довольно много самоходных артиллерийских установок. В опытном порядке — СУ-1, АТ-1 и СУ-6, причем последняя оснащалась зенитной 76-мм пушкой образца 1931 г. А вот самоходок, так называемого "малого триплекса", на унифицированном шасси было построено несколько десятков, и они состояли на вооружении ряда танковых бригад. В это семейство входили СУ-5-1 с 76-мм пушкой образца 1902/30 г., СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой. Кроме того, на базе Т-26, как малыми партиями, так и в качестве опытных образцов были созданы бронетранспортер ТР-4, мостоукладчик СТ-26, минный тральщик, транспортер для подвоза боеприпасов, бензоцистерна, ремонтный танк, артиллерийские тягачи и телетанки.

В общей сложности за 10 лет серийного производства с 1931 по 1941 г. в войска поступило 11 208 танков Т-26 всех типов. Они достаточно интенсивно использовались в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны, а на некоторых участках советско-германского фронта, например, Ленинградском, вплоть до 1944 г. Последнее боевое применение Т-26 относится к 1945 г. на Дальнем Востоке. Несколько танковых бригад, вооруженных этими боевыми машинами, участвовали в разгроме Квантунской армии.

Тактико-технические характеристики T-26:
масса в снаряженном состоянии: 10,28 т;
экипаж: 3 чел.;
длина: 4,62 м;
ширина: 2,44 м;
высота: 2,33 м;
двигатель: Т-26 (типа "Армстронг-Сиддлей"), четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, воздушного охлаждения, с горизонтальным расположением цилиндров;
мощность двигателя: 75 л.с.;
вооружение: 1 пушка 20К обр. 1934 г., калибра 45 мм; 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм — спаренный с пушкой, зенитный и кормовой (последние не на всех танках);
боекомплект: 45-мм выстрелов — 205 (без рации), 165 (с рацией); 7,62-мм патронов — 3654 (без рации), 3212 (с рацией);
максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч;
запас хода: 225 км.

Источники:
1. Барятинский М., "Советские танки Второй Мировой войны", Бронеколлекция №1, 1995
2. Шунков В., "Красная Армия", АСТ, 2003
3. "Russian Tanks of World War II", 1999

статью подготовил: Колосов Дмитрий