battlefront.ru
КинохроникаПесни и марши Композиторы СтатьиФотогалерея БитвыГостевая книгаE-mailСсылки Главная

Исторические разделы

История Вермахта, Waffen-SS...

Биографии лидеров Третьего Рейха, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны Третьего Рейха

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил


Исторические разделы

История РККА, НКВД...

Биографии лидеров Советского Союза, высшего командного состава

Награды,ордена,медали,медальоны СССР

История бронетанковых войск

История Военно-Воздушных сил

Раздел: Композиторы
Переход: предыдущая статья следующая статья вернуться к оглавлению раздела
Рихард Вагнер
Рихард Вагнер

Гитлер любил Вагнера. Не только его, и других немецких композиторов тоже - Баха, Бетховена, Моцарта. Но Вагнера - особенно. Именно его музыка чаще всего звучала на нацистских торжествах и сборищах, неслась над всей Германией из многочисленных уличных радиорепродукторов и домашних приём-ников. После поражения Германии в Первой мировой войне Гитлер поставил себе целью поднять немецкую нацию из унижения к самоуважению - в той мере, в какой он это понимал, и теми способами, которые он считал для этого наиболее подходящими, не считаясь ни с чем. И ему казалось, что музыка Вагнера уж очень подходила для этой цели.

Вильгельм-Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Отец его, государственный служащий, умер через несколько месяцев после рождения сына, а мать вскоре вторично вышла замуж за актёра Людвига Гейера. В доме Гейеров бывало много людей, связанных с театром: актёры, музыканты, режиссёры. Среди частых гостей дома был композитор К.-М. Вебер. Таким образом Вагнер ещё в детстве впитал в себя театральную атмосферу. В детстве Вагнер сильно увлекался греческой и римской мифологией и древней историей, писал стихи, тогда как чисто спеть гамму не мог. Приблизительно тогда же набросал план большой трагедии; в ходе её действия гибло 42 человека, которых пришлось превратить в привидения, чтобы можно было закончить пьесу. Услышав впервые увертюру "Эгмонт" Бетховена, потрясшую его, он решил создать нечто подобное сам, написав музыку к сочинённой им трагедии. Эта музыка, исполненная публично, вызвала смех слушателей. Вагнеру было тогда 15 лет. В 1831 году Вагнер становится студентом Лейпцигского университета. Одновременно брал уроки композиции у высокообразованного кантора и учителя музыки Т. Вейнлига и вскоре приобрёл известность как даровитый музыкант...
Вагнер - композитор, перевернувший представление о музыкальном театре и об оркестре, блистательный мелодист и бескомпромиссный новатор... Широко исполняются оркестровые фрагменты из его опер, особенно увертюры к "Нюрнбергским мейстерзингерам" и "Тангейзеру", траурный марш из "Гибели богов", фрагменты из "Тристана и Изольды" и "Лоэнгрина" и, конечно же, "Полёт Валькирии", который по популярности может сравниться разве что с "Полётом шмеля" или "Танцем с саблями. Его великие деяния явились огромным вкладом в сокровищницу мирового музыкального искусства. В то же время, борясь против очевидных издержек итальянской и французской опер с их культом певцов, пустой вокальной виртуозностью, с их незатейливым развлекательным либретто, он впал в другую крайность, придав оркестровому сопровождению симфоническую мощь, сведя вокал до роли речитативной декламации и нагрузив оперу чрезвычайно сложным программным содержанием. Очевидные издержки такого пути отмечали П.И.Чайковский и Н.А.Римский-Корсаков. Но притом искусство Вагнера, воплотившее эстетику позднего романтизма, - это явление глубоко национальное. Оно органически связано с традициями немецкого народа, немецкой культурой, с творческим наследием его великих предшественников - Бетховена и Вебера.

Рихард ВагнерРихард Вагнер -антисемит известный. И даже не просто антисемит, а в значительной мере - идеолог антисемитизма. Свои яростные антиеврейские выпады он демонстрировал не только устно, но и печатно - достаточно почитать его статью "Еврейство в музыке" (в некоторых русскоязычных изданиях статья названа "Об иудейском духе в музыке"). В ней Вагнер приходит к выводу, что "еврейский стяжательский дух" играет разлагающую роль как в общественной жизни в целом, так и в искусстве в частности. Евреи губят чистые общественные отношения, закабаляя всё и вся своими торгашескими интересами. До какой степени дошёл его антисемитизм, можно судить хотя бы по последним фразам статьи: "Для еврея сделаться человеком - значит перестать быть евреем... Спасение Агасфера - в его погибели.
Вагнер - один из крупнейших музыкальных критиков своего времени... Он опубликовал несколько блестящих полемических статей. Его "Художник и публика" и "Виртуоз и публика" - лучшее, что написано о взаимоотношениях толпы и настоящего искусства". "Характерным для вагнеровского творчества как кульминационной точки романтизма является тот факт, что черты, присущие романтическому течению, гиперболически разрастаются в нём, и это придаёт музыке Вагнера, что бы она ни выражала, грандиозные масштабы". "Вагнеровская тетралогия "Кольцо Нибелунга" представляет собой гипертрофию героического элемента музыкального романтизма. Воинственный пыл и великодушные стремления приобретают здесь исполинское величие".В сюжетной основе "Нибелунгов" - идея прямо противоположная: на дне Рейна покоится золотой клад. Тот, кто похитит золото и сделает из него кольцо, - получит власть над миром. Но при одном условии - если отречется от любви. Из-за жажды власти враждуют друг с другом боги, великаны, герои... Стало быть, золото - это символ рока, гибели. Зигфрид, главный герой трагедии, должен освободить мир от проклятья и зла через любовь, которая связывает его с валькирией Брюнгильдой, ставшей смертной женщиной. Тетралогия оказалась необычайно сложной для восприятия даже произведение «Парсифаль» весьма искушенных в музыке слушателей, однако ее постановка принесла Вагнеру удовлетворение. О своих впечатлениях от "Нибелунгов" Чайковский писал так: "Вынес я смутное воспоминание о многих поразительных красотах, особенно симфонических... вынес благоговейное удивление к громадному таланту автора и к его небывало богатой технике; вынес большое утомление, но, вместе с тем, вынес и желание продолжать изучение этой сложнейшей из всех когда-либо написанных музык..." Для исполнения своего грандиозного музыкального полотна Вагнер серьезным образом реформировал оркестр, особенно за счет увеличения группы медных духовых инструментов, - он использовал четвертной состав оркестра, восемь валторн, шесть арф, специально сконструированные трубы, названные "вагнеровскыми"...
Последнее произведение Р.Вагнера - драма-мистерия "Парсифаль", представляющая собой религиозный гимн христианству. Сам композитор относился к "Парсифалю" как к святыне и запретил в течении тридцати лет после своей смерти ставить его где бы то ни было, кроме как в Байрейтском театре. Поставив "Парсифаля", он уехал на отдых в Венецию, где и умер 13 февраля 1883 года. Круг жизни завершился - творец сам написал свою судьбу.

статью подготовил: Колосов Дмитрий